В этом браузере сайт может отображаться некорректно. Рекомендуем Вам установить более современный браузер.

Chrome Safari Firefox Opera Explorer
+7 495 781 93 93

Современная наука за последние годы совершила колоссальный скачок вперед. Зеркальным отражением этого стал клинический успех протонной терапии.

Лучевая терапия сегодня стала уже стандартом лечения онкологических заболеваний. Но ещё только несколько десятилетий назад лучевая терапия не могла похвастаться безупречной точностью воздействия на опухоль. За последние пару десятилетий  наука в этой области сделала серьезный прорыв вперед, и сегодня традиционная лучевая терапия с высокоэнергетическим рентгеновским излучением имеет большую точность облучения. Ожидаемый эффект от применения протонной терапии - это возможность более щадящего воздействия на здоровые ткани с дальнейшим повышением клинической эффективности. Какие же преимущества есть у протонной терапии и каким пациентам она подходит, - объясняет Проф., д.м.н. Михаэль Бауманн, директор Центра протонной терапии "Universitäts ProtonenTherapie, Dresden, UPTD" при Университетской клинике Дрездена. Интервью с Проф. Бауманном

В чём разница между протонной терапией, которую считают особенно щадящей, и применяемой до сих пор лучевой терапией?

Уже сегодня многие онкологические заболевания поддаются лечению лучевой терапией. Однако использование "сверхжестких" рентгеновских лучей  всегда ограничивается риском сильного повреждения соседних с опухолью тканей. В частности, это относится к случаям, когда опухоль находится слишком близко от спинного мозга или в головном мозге и одновременно требует высокодозного облучения. Также зачастую мы не можем повторно облучать рецидивные опухоли, поскольку соседние здоровые ткани уже получили слишком сильную лучевую нагрузку во время первичной терапии.

Почему эти ограничения меньше для протонной терапии?

У нас есть возможность остановить протонный луч в самом "сердце" опухоли и обеспечить, чтобы он работал именно там с максимальным эффектом. Благодаря этому мы можем увеличить дозу облучения, но минимизировать повреждение здоровых тканей. Таким образом протонный луч значительно меньше повреждает здоровые ткани, прилегающие к опухоли. Это позволяет нам добиться более щадящего режима воздействия для тех участков тела, через которые протонный луч  входит в тело пациента, чем для тех, которые находятся за раковой опухолью.

Звучит многообещающе для онкологических больных. Можно ли назвать это революцией в лучевой терапии?

Так далеко мы, к сожалению, пока еще не продвинулись. На данном этапе преимущества использования протонной терапии по сравнению с лучевой терапией подтверждены клиническими исследованиями пока ещё только для немногих видов рака. Сейчас наша задача в Дрезденской Университетской клинике состоит в том, чтобы на основе сравнительного анализа исследовать перспективы и ограничения лучевой терапии и установить, какие виды терапии оптимальны для пациентов в долгосрочной перспективе.

А как тогда выглядит ситуация с опухолями, которые "не стоят на месте ", а двигаются во время терапии, например, рак легких при дыхании?

Сейчас есть многочисленные проекты клинических испытаний с участием физиков, посвященные возможности учета движения опухоли во время лечения. При этом также исследуются варианты, при которых облучение проводится только в тот момент, когда опухоль находится в зоне луча в точно установленной позиции. Все эти усилия направлены на то, чтобы максимально повредить опухоль, и минимально воздействовать на здоровые ткани.

Какие виды рака лечат в Дрездене при помощи протонной терапии?

Это, прежде всего, опухоли головного мозга, основания черепа, области головы и шеи, легких, пищевода, забрюшинного пространства, полости таза, а также опухоли у детей. Определяющим фактором здесь является, прежде всего, положение опухоли относительно других жизненно-важных структур, таких как спинной мозг или важные нервных пучки. Кроме того, онкозаболевание должно находиться в такой стадии, когда лечение показано.

Сколько  пациентов сможет получить протонную терапию в Дрезденской клинике?

Максимальная мощность нашей установки для протонной терапии составляет 400-500 пациентов в год. Конечно же, мы не сразу начнем с этой цифры, а будем ее увеличивать постепенно. Если терапия по данным клинических исследований и медицинской практики хорошо зарекомендует себя, то в будущем мы можем расширить мощности нашей установки за счет создания дополнительного лечебного места.

Как выглядит протонная терапия будущего?

Благодаря проводимой научно-исследовательской работе совместно с коллегами различных специальностей мы научимся определять, для какой опухоли лучше подходит хирургическое лечение, а для какой - протонная терапия. Но также это даст нам новые знания по хирургии и лучевой терапии; например, сохранение функции. Приведу один классический пример: в 60-ые годы пациенту при саркоме мягких тканей ноги или руки по стандарту лечения ампутировали конечность. В то время еще мой руководитель в США ставил под сомнение правильность такого подхода. Его предложение удалять только видимую опухоль, отступив на безопасное расстояние от опухоли до края резекции, а затем облучать, сегодня является общепризнанным стандартом лечения таких опухолей. Этот подход с сохранением органа и функции мы будем изучать применительно ко многим другим областям хирургии, двигаясь шаг за шагом. Большое преимущество протонной терапии заключается именно в сохранении функции и органа. Кроме того, протонная терапия в будущем будет работать с ещё большей точностью в отношении опухоли и соответственно мягкостью в отношении здоровых тканей. Например, также станет возможным учет подвижности опухоли. Я ожидаю через 10 или 20 лет лучевую терапию, которая будет ещё более эффективно уничтожать опухоли и одновременно гарантировать щадящее воздействие на здоровые ткани.

Прием у врачей-специалистов и процедура проведения терапии

План индивидуального облучения является основой для лечения протонами. В ходе беседы с терапевтом разрабатываются границы лечения.

Над успешным планированием и проведением лучевой терапии трудится междисциплинарная команда врачей, радиологов, физиков, а также медицинский технический персонал и ассистенты врачей. Первичный контакт пациента со своим лучевым терапевтом всегда проходит в форме беседы. В ходе этой беседы врач рассказывает и разъясняет пациенту все моменты о том, как проводится терапия, а также составляет индивидуальный план облучения. В случае, если Ваш лучевой терапевт порекомендует Вам пройти курс протонной терапии, до начала лечения необходимо выяснить вопрос о покрытии его стоимости Вашей страховой компанией.

При планировании облучения большую роль играют результаты различных визуализационных методов обследования. Так, в частности, компьютерная томография (КТ) позволяет получить трехмерные объемные изображения опухоли и различных органов. Полученные данные служат базой для расчета и распределения необходимой дозы облучения в ткани.

Другие методы исследования, такие, как  магнитно-резонансная томография (МРТ) и позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) дополняют план облучения и помогают точно определить границы опухоли и расположенных рядом органов (например, сердца и легких). Таким образом, можно добиться максимального воздействия облучения на опухоль и минимального негативного воздействия на близлежащие здоровые ткани. Доза облучения, необходимая для уничтожения раковых клеток, только в единичных случаях может быть получена пациентом за один сеанс. Почти всегда требуется фракционирование - разделение общей дозы облучения на несколько частей (фракций), как правило, один сеанс облучения в день.
В перерыве между сеансами облучения у здоровой ткани есть время на восстановление, и благодаря этому обеспечивается щадящее воздействие. После окончания курса лучевой терапии  пациенту необходимо регулярно обследоваться в динамике для контроля и лечения возможных отдаленных последствий терапии. Эти контрольные обследования также позволяют ещё на ранних сроках обнаружить возврат, так называемый рецидив, опухоли.